вторник, 26 августа 2014 г.

Летний пост о моржевании или просто ПС

Написано для группы ВК "Закаливание и моржевание"

"Пластмассовый мир победил,
Ликует картонный набат!
Кому нужен ломтик июльского неба?..."
Е.Летов "Моя оборона"


Часть первая: теоретическая патетическая.

Данный пост имеет целью рассмотреть мотивы, которые заставляют человека заниматься ЗиМ, и вместе с тем рассматривает ЗиМ как одно из средств достижения того, что я назвал ПС, ибо не знаю, как назвать это коротко ясным человеческим языком, а ПС - в данном случае не хуже, чем тысяча других непонятных аббревиатур.
Рискну предположить, и думаю – риск не велик, что многие люди, занимающиеся ЗиМ, не считают последнее самоцелью, а напротив – средством получения чего-то более важного. Так, наприм., отец-основатель данной группы М.Шишкин в одном из своих постов однажды написал, что для того, чтобы реализоваться «мужчина должен убиться», совершив нечто дерзкое, иррациональное, дивергентное (не дословная цитата, передающая общий смысл). В общем-то, интуитивно понятная и вместе с тем трудная для точного выражения мысль, которую я и разовью ниже.


Наряду с укрепляющим здоровье эффектом есть масса причин, чтобы закаляться. Но ниже я хотел бы привести несколько из разряда метафизицких.

Первую из них озвучил М.Шишкин, сказав: каждый раз преодолевая себя, человек получает веру и смысл в каждую минуту своей жизни. Никто не знает, как это работает, каков механизм и причинные связи, но… это работает! Может быть, Преодоление Себя само становится смыслом, своеобразным суррогатом, подменяющим смысл, который отсутствует в жизни человека, а может, напротив – является первичной целью жизни человека, по сравнению с которой все остальные преходящи и второстепенны. Поскольку вопрос этот метафизицкий ответ на него мы никогда не узнаем. П.э. просто удовлетворимся тем фактом, что преодоление себя действительно дает человеку смысл, желание и силу жить.

Вторую причину очень точно выразил Дэн Осман: «Я себя чувствую наиболее живым, когда оказываюсь лицом к лицу со своим страхом». Победа над Страхом, ленью, жалостью к себе дает острое ощущение того, что ты – жив!

Печальный факт заключается в том, что 99 частей своей жизни из 100 мы проживаем «на автомате», выполняя условно-рефлекторные действия, не требующие напряжения ни мысли, ни тела либо, наоборот, занимаясь тупой и утомительной физической или псевдоинтеллектуальной рутиной, за которую нам платят деньги. Ни то, ни другое не оставляет в нашем сознании ничего, что прибавляло бы ценности нашей жизни. За эту точку зрения говорит и тот эмпирический факт, в соответствии с которым краткие мгновения яркого впечатления от жизни зачастую меняют нас сильнее, чем годы беспросветно спокойного и благополучного существования.

Третья причина, пожалуй, не типична, но и она временами имеет место, п.э. кратко и о ней. Дело в том, что ПС может явиться выражением того, что в некоторых узких профессиональных кругах называют регрессией. Некоторые психологи считают, что если у вас в голове живут тараканы, вы можете попытаться задавить их, употребляя алкоголь и наркотики, вступая в беспорядочные половые связи, коллекционируя марки, борясь за чистоту среды, вступив в секту и т.д. и т.п. У всех этих видов конструктивного/деструктивного поведения есть нечто общее: уйти с головой, чтобы убежать от реальности. Таким образом, ПС может означать не только Преодоление Себя и Победу над Страхом, но и Побег от Себя самого.

Часть вторая: прикладная.

Любительский прыжок с парашютом начинается с инструктажа. Вначале нам показывают вводный фильм о парашютном спорте и основах техники прыжков. Давненько я не видел (если вообще когда-н. видел) чтобы люди так внимательно смотрели какое-нибудь кино:). Потом инструктор продолжает теоретическую часть, все объясняя на пальцах. Позже тренировка на площадке, во время которой закрепляется последовательность действий во время прыжка. Основной алгоритм действий довольно прост, но все становится интереснее с того момента, когда репетируется последовательность действий в случаях частичного или полного отказа (парашютной системы). Здесь алгоритм раздваивается. Я не могу повторить все действия точно, и это очень давит на мозг.

Вечером после инструктажа разговариваю с ребятами из молодежного парашютного клуба, который базируется на аэродроме. Всем до 20-ти. У некоторых по несколько десятков прыжков. Пытаюсь выяснить, для чего они этим занимаются. Во всех ответах прослеживается мотив: это затягивает, это как наркотик.

Удивляет то, что и инструкторы, и юные парашютисты обращаются ко мне на вы. Вообще и те, и другие очень простые, приветливые люди. Это несколько расходится со стереотипом об экстремалах и дает основание предположить, что люди способные к смелым поступкам – вежливы, самодостаточны и не склонны к грубости.

Когда ложусь спать понимаю, что во время тренировки повредил лодыжку. Болит все сильнее, п.э. долго не могу заснуть. Думаю о том, что завтра мне придется не хромать, и это будет стоить некоторых усилий.

Просыпаюсь примерно в 5 за несколько минут до будильника. Сразу же начинается нервная дрожь. Нога болит уже меньше: не хромать легко.

Сбор в 6 утра. Юные парашютисты уже здесь вовсю занимаются подготовкой. Сегодня прыгают 6 любителей и несколько десятков молодых спортсменов. Перед взлетом еще один краткий инструктаж и, как выразилась одна девушка – супермедосмотр, состоящий из вопроса о самочувствии и измерения пульса. У меня замерили 72, но я сильно сомневаюсь в этой цифре. Кстати, вид шестнадцатилетних девочек в парашютных системах, прыгающих черт знает какой раз – очень успокаивает:).

Очередность прыжка определяется весом парашютиста. Самый тяжелый – прыгает первым. Я прыгаю третьим. Залезаем в самолет. Нервное напряжение (это я о себе) постоянно растет. В самолете разговаривают мало. Заметна если не напряженность, то сосредоточенность. Пока взлетаем, думаю о том:

Достаточно ли раз я сходил в туалет;
Много раз в своей жизни я боялся гораздо сильнее, чем сейчас и эта мысль кажется мне очень интересной;
Вспоминаю лица своих родных и близких, думаю, как их не много.

После третьего сигнала все встают лицом к люку. О.к., ща посморим: кто тут тварь дрожащая, а кто – Родя Раскольников! С этого момента мысли, имеющие словесную форму, прерываются. Прыгаем с интервалом в несколько секунд. Когда выпускающий бьет меня по плечу, подаюсь вперед и прыгаю. Отсутствие мыслей очень помогает. Страх без мыслей легко победить! Уже отделяясь, понимаю, что не совсем правильно положил руки, п.э. просто сильнее прижимаю их к груди.

Через пару секунд свободного падения – рывок. Поднимаю голову вверх, вижу парашют, и нервное напряжение моментально сменяется эйфорией, когда я вижу раскрывшийся купол. Снимаю предохранитель с запасного парашюта и начинаю смотреть по сторонам. Следующий за мной парашютист медленно приближается ко мне. Это повод вспомнить, чему учили инструкторы: натягиваю правые лямки и отлетаю от него дальше. На высоте в несколько сотен метров движение воздуха почти не ощущается и кажется, что я вишу в воздухе. На высоте 300 метров гудит устройство в запасном парашюте. Я разворачиваюсь по ветру. Приземление жесткое. Падая на бок, коротко ругаюсь. Вставая, думаю: я это сделал!

P/S Слышал я об одной забаве, когда товарищи закапывают тебя в гробу на глубине в 6 футов – желательно, в каком-нибудь безлюдном месте, идут покурить, вспоминают все хреновое, что ты им сделал в жизни и потом, если у них нет срочных дел, идут и извлекают тебя на свет божий… Разве это не забавно: очутиться в гробу чтобы «почувствовать себя наиболее живым»?!:)
Будьте здоровы!
Дружите с украинцами!
Jump in Fire!
Что в переводе с грузинского означает: прыгайте с парашютом, это весело!!!




Комментариев нет:

Отправить комментарий